Previous Entry Поделиться Next Entry
К вершине вулкана
handipum

Серия фоторассказов Артура Борга о своей поездке в Армению.
Фото и текст: Артур Борг

Из Еревана, очень хорошо виден Арарат, он манит своей снежной вершиной, а осознание того, что он находится совсем не далеко, лишь подстегивает желание взобраться на него. Но, на данный момент, эта прекрасная гора, находится не только на гербе Армении, но и на территории Турции.

Но, не далеко от столицы, есть не менее замечательная вершина, точнее целых четыре – Арагац. Этот вулкан, в своей наивысшей точке имеет высоту 4090 метров, тоже покрытую снегами, просто из города, этого не видно, и создается ощущение, что эта горка, так себе. А между тем, эта горка, является самой высокой горой Армении.
Гора близко, добраться до нее относительно легко, а к подножию южной вершины, даже ведет, не очень хорошего качества, но асфальтированная дорога, которая берет свое начало из поселка Бюракан. Все это, подвигло меня на новые приключения.

Ранним утром, я вышел из квартиры в Ереване. Так получилось, что я жил относительно удачно, для того чтобы покинуть город. Т.е. жил в районе города, из которого было легко попасть на трассу в сторону Арагаца. Мне понадобилось не больше часа, чтобы пешком добраться до трассы. Удобное место для автостопа (возле камеры фиксирующей скорость), вскоре уже принесло свои плоды, правда, дело не только в удобном месте, но и в армянах. В машине, которая остановилась возле меня, сидели трое. Ребята ехали, в почти нужном мне направлении. Первоначально, я хотел добраться до Бюракана, а от туда уже двигаться к подножью южной вершины, но оказалось, что есть и другая дорога идущая от Аташавана, чуть позже соединяющаяся с дорогой идущей из Бюракана. Именно до этого поворота, на котором имеются скульптуры армянских букв, меня и подвезли ребята.

Армянское гостеприимство настигло меня даже в этой короткой поездке, прощаясь, я ощущал в своем рюкзаке дополнительные килограммы вкуснейших абрикос, что не могло меня не радовать, а в телефоне уже был записан номер, по которому было обещано позвонить, в случае моего проезда через Апаран.

Отходящая от основной трассы дорога, выглядела пустынной, но она вела прямиком к горе, снежные вершины которой, с этого места были уже хорошо видны. Утомленный жарой, и жаждущий приключений разум, придавал сил и подгонял, обманывая сам себя на счет расстояния, которое предстояло пройти.

Можно сказать, что мне повезло, прошло не больше пятнадцати минут моей прогулки, а возле меня уже остановилась машина, и как выяснилось позже, это, похоже, была единственная машина, едущая в нужном мне направлении, за целый день. В машине оказалась милая молодая пара, живых и общительные ребята. Разузнав о том, куда я собрался, они решили подбросить меня до того места, где дорога из Аташавана, соединяется с дорогой из Бюракана. Но планам свойственно меняться, и вот, мы уже проезжаем нужный мне поворот и устремляемся в сторону, чтобы посмотреть Замок Амберд, находящийся неподалеку.

Осмотрев замок, мы снова едем к нужному повороту. Но снова не останавливаемся, а устремляемся в нужном мне направлении, к подножью. Оказывается, ребята решили подбросить меня. И это оказалось кстати, ведь дорога длиннее чем кажется на первый взгляд, даже на машине, мы поднимались к вершине не меньше тридцати минут, а если учесть дорогу от того места где меня подобрали, то моя идея добраться до подножья пешком, хоть и кажется выполнимой, но не совсем простой.

Сфотографировавшись на память, на фоне озера Кари, ребята отправились домой, а я остался у довольно оживленного и полного людьми подножья Южной вершины вулкана Арагац.

Южная вершина, относительно не высока, всего 3879 метров над уровнем моря, а подножье, к которому ведет дорога из Бюракана и вовсе находится на высоте 3207 метров, но, не смотря на эти высоты, разница температур с тем же Ереваном, очень чувствительна. Оказавшись у подножья, мне пришлось сменить свои гавайские шорты, привлекающие внимание большинства армян, на штаны, да и куртку пришлось одеть. Но прохлада была в радость.

Вечер, как всегда, нагнал облака на вершины, и о подъеме не могло быть и речи, да и вообще, стоило сначала разбить лагерь, а уж после карабкаться вверх. Соседство с большим количеством людей, расположившихся возле озера, не радовало, пришлось отойти подальше к подножью. Побродив по окрестностям, мне вскоре удалось найти хорошее место. Сзади блестело озеро, впереди по вершинам неслись облака, а вокруг, раскинулись снежные поля, плавно перетекающие в зеленые долины. Разбив лагерь и поужинав, я решил лечь спать, чтобы проснуться до рассвета.

Проснувшись среди ночи от шума сильного дождя и ветра, я начал подозревать, что с погодой мне в очередной раз не повезло. Проснувшись в три часа ночи, как и планировал, я выглянул из палатки. Все вокруг тонуло в густой облачности, где-то рядом гремел гром, и сквозь молочную дымку пробивались всполохи молний, уже через полчаса, снова лил сильный дождь.

Время шло, а погода все не налаживалась, с каждым часом уменьшая мои шансы на приятное восхождение, ведь вечером, погода гарантированно испортится снова.

Пришлось готовиться и завтракать под нескончаемый барабанящий звук дождя по моей палатке. Дождь то стихал, то начинался с новой силой. Лишь к 11 утра, погода немного нормализовалась, хотя это было сложно назвать нормой. Дождь прекратился, но на вершинах плотно сидели облака.

Но сидеть весь день в палатке, дожидаясь следующего дня, в надежде на лучшую погоду, не было ни какого желания, да и плохая погода была не критична, учитывая всю легкость восхождения. В 11:30, в надежде на то, что облака покинут насиженные места, я выдвинулся к южной вершине.

Подъем на вершины Арагаца, дело совсем не сложное, было бы желание. Нужно просто идти. Даже заблудиться не возможно, ведь вся дорога размечена турами.

Небольшие холмы, уже давно скрыли мою палатку, как и парочку, прогуливающуюся по окрестностям, и явно не желающую взбираться к вершине. Трудно сказать, какое по счету облако, в очередной раз, набегая, сводило видимость к нулю. Но протоптанная тысячами ног дорога, все равно хорошо прослеживалась, уверенно введя вверх. Лишь когда все вокруг, в том числе и под ногами становилось белым, следы терялись. Но достаточно было пройти метров триста, и тропинка снова становилась видна.

Еще один шаг, и передо мной открывается, по меньшей мере, двухсотметровый обрыв. Еще несколько минут вдоль него и вот она – вершина. Все тонет в густых облаках, с бешеной скоростью взбирающихся по склонам вверх, для того чтобы, с еще большей скоростью, устремиться с обрыва к кратеру. Даже в нулевой видимости ощущается какое-то величие, очередной разрыв, открывает потрясающие виды, но спустя мгновение, все снова погружается в полумрак.

Надежды на хорошую погоду рухнули, испуганные раскатами грома и блеском молний, увлекаемые поднявшимся ветром.

Относительная прелесть шторма на вершине, состоит в том, что вместо дождя, вы получаете снег или град, что хоть и не очень приятно, в случае града, но несет куда меньше влаги. Сначала лишь мелкие градинки касались меня, но с каждым мгновением их размер и количество увеличивались. И вот, спустя мгновение, вокруг все гремит, сыпется и сверкает, а температура воздуха стремиться к нулю. Я сначала не понял, что происходит. Всполох молнии, странный звук «фиииууу», воспринимаемый не столько ушами, сколько всем телом, и статический разряд электричества, пробегающий по поверхности моей одежды, бровям, бороде. Еще один всполох, и все повторяется вновь. И тут, осознание того, что я стою на вершине горы, в грозовом облаке, отвлекло меня от рассуждений о природе странного явления происходящего со мной, прижало к земле, и заставило в очень быстром темпе спуститься хотя бы на сотню метров ниже. В таком положении, каждый раз удивляясь, радуясь и дрожа от нового всполоха молнии, я просидел минут сорок.

Но вот, гроза прошла, но облака остались на месте, нужно было идти вниз. Дорога назад всегда проще, а тем более после того, что было, все остальное казалось легкой прогулкой. Ниже, ниже. Вот я уже под облаками, основательно обосновавшимися на своем любимом месте.

Моя палатка уже виднеется вдалеке, от сюда, место, с которого я спустился, кажет каким-то далеким, не верится, что совсем недавно я побывал там. Лишь через несколько дней, кто-то скажет мне, что на вершине Арагаца, погиб человек, убитый молнией.

Несмотря на плохую погоду, восхождение удалось. Ведь главное это эмоции, а их было много, особенно на вершине.

Ближе к вечеру, слегка распогодилось, и палатка стояла уже сухой. Я понимал, что если остаться здесь на ночь, то придется еще полдня сушить палатку от очередного дождя, чего делать мне совсем не хотелось.

Пришлось собираться, но перед этим было решено осуществить мечту и слепить снеговика. Упускать такой шанс было совершенно нельзя, ведь на дворе стоит июль, а вокруг полно снега. В качестве места возведения снеговика, было выбрано ближайшее к моей палатке снежное поле. Столь исторический момент должен был быть запечатлен, поэтому была установлена камера, и процесс создания снежного человека начался.

Покончив со снеговиком, пришлось заняться сбором лагеря, тем более что на подходе была очередная грозовая туча. Довольно в быстром темпе, все вещи были собраны и упакованы в рюкзак, который в свою очередь, надежно укрылся под дождевиком.

И я пошел. Сначала мне удавалось, уходить от наступавшего мне на пятки дождя, но вскоре, природа обхитрила меня, и, сделав маневр, нагнала меня потоками воды. Дождь был сильный, но надежно скрытый дождевиком, я довольно бодро продвигался в сторону Бюракана.
Дождь вскоре стих, облака убежали дальше, а моему взору открылись прекрасные просторы и уходящая вдаль дорога. То тут, то там, были разбросаны лагеря пастухов, подобно своим киргизским коллегам, они уходят в горы ранней весной и возвращаются лишь осенью, все лето, проводя за выпасом скота. Проходя мимо очередного лагеря, меня зазвали на чашечку кофе.
Между расспросами, откуда я и что здесь делаю, нравится ли мне Армения, и где лучше живется, ребята незаметно подобрались к вопросу продажи моего сотового телефона. Несколько удивленный подобным поворотом, я вынужден был отказать, объяснив, что это мой единственный телефон, а оставаться без связи совсем не хочется. Чувствуя приближение очередной волны бартерных предложений, я посчитал за благо, поблагодарив за кофе, ретироваться.