Previous Entry Поделиться Next Entry
"День пятый. Я видела горы! 10 октября."
handipum
Серия фоторассказов  somerfic о своей поездке в Армению.
Фото и текст: somerfic

Нарушу систему (все равно рано или поздно любая система нарушается) и вернусь к 4-му дню. Дело в том, что я забыла запостить пару фото с самого Степанакерта и рассказать про него.
Но раз начала нарушать, то вспомню день первый: когда мы прилетели в Армению, проходили в аэропорту таможню, и оказалось, что мой таможенник прожил 4 года в Новосибирске. Сказал: «хороший город». Категорически с ним согласна)
А теперь возвращаемся к четвертому дню, чтобы затем, наконец, перейти в пятый.

Фото-замануха из пятого:

Степанакерт – город новый. Это видно. Во время конфликта с Азербайджаном он был сильно разрушен. А потом восстановлен. Сам город как миниатюра гор. Если Ереван в принципе можно назвать равнинным, то в Степанакерте улицы – то вверх, то вниз. Мы пошли гулять вечером. И шли все время вниз, думая, как будем добираться обратно, потом свернули на другую улицу и опять шли вниз. Почтимуж предлагал вернуться, но я наивно думала, что сейчас мы пройдем квартальчик и повернем опять и тогда пойдем назад вверх по параллельной улице. Дошли, но как оказалось улица опять вела вниз. Короче вернулись прежним маршрутом до главной улицы, а по ней доехали на автобусе.
Позабавило, что в городе белье сушат прямо на улицах: от балконов протягивают веревки к деревьям и так развешивают белье. Увы не сфотографировала: были уже сумерки, да и хотелось налегке прогуляться без фотоаппарата (он у меня дюже тяжелый)
Есть в городе Аллея влюбленных, где стоят такие скульптурные композиции:

Теперь главное. В предыдущих днях я описывала, как мы приехали в Нагорный Карабах, но, как оказалось, процесс этот должен был быть более сложным, чем был у нас.
Стыд мне и позор, но я реально не знала, что Нагорный Карабах – это независимая республика. Т.е. не область в составе Армении, как думала я, а отдельное, пусть и непризнанное государство.
Единственная дорога, соединяющая Армению и Карабах – это Лачинский коридор. Там же на границе должен стоять КПП, где должны проверять документы и предупреждать, что надо заехать в МИД Степанакерта, получить разрешение (визу) и разрешение на посещение тех или иных мест (по крайней мере, так было год назад, судя по записям разных блогеров).
Мы ехали по этой трассе в глубокой темноте. Возможно, сейчас пытаюсь вспомнить, мы и проезжали КПП, но нас никто не останавливал, девушка в армянском агентстве и словом не обмолвилась, что это надо делать. Соответственно по достопримечательностям и дорогам мы ездили беспрепятственно и без всяких разрешений, никто нас не останавливал ни разу и никаких разрешений не спрашивал.
В Армению мы возвращались к Севану, поэтому поехали по другой дороге - через Зодский перевал. Места красивейшие. Фото будут ниже. Но! Если я правильно поняла карту в википедии, то получается, что мы ехали не по территории Нагорно-Карабахской республики, а по территории Азербайджана, контролируемой армянской армией. Пишу сейчас и самой страшно становится))
Читая заметки разных людей (за 2011 год) узнала, что попытка пересечения границы через Зодский перевал в глазах карабахских силовиков это самое полноценное незаконное пересечение границы. Вот как! До перевала стоит КПП (его мы видели, если не ошибаюсь), где туристов останавливают и разворачивают, т.к. ехать по Зодскому перевалу типа нельзя. Т.е. по идее КПП мы видели еще до перевала, т.к. сначала мы ехали по красивейшему ущелью Тертер (название по реке), а потом уже по перевалу…
И вот теперь понятно, почему там было так мало машин. Вообще почти не было, только грузовые. Они ехали на золотодобывающий завод (это я уже потом узнала). Когда мы там ехали, думали, что просто разработки какие-то. По перевалу идет грунтовая дорога, очень хорошая и широкая. Мы предположили, что перевал новый, но скорее всего дорогу постоянно надсыпают, т.к. от дождей грунтовка должна расползаться и расплываться.

Это отступление. А теперь по порядку.
Из Степанакерта мы выехали рано и поехали до Севана. И вот такие виды открывались нам по дороге:

Красота же!

В это день много фотографий делала из машины, т.к. постоянно останавливаться было и небезопасно (везде повороты, дороги не широкие), да и затяжно по времени.
Но конечно у таких фотографий хромает качество:

По дороге мы должны были заехать в монастырь Дадиванк, но, увы, каким-то образом проскочили его. В Нагорном Карабахе с указателями достопримечательностей дело обстоит хуже, чем в Армении.
Зато я видела настоящий обвал на дороге. Обвал, который эту самую дорогу напрочь загородил.
Вот он. Нам повезло: когда мы приехали, его практически расчистили, так что стояли мы всего минут 15.
Это маленькая часть обвала, ее можно объехать:

А вот тут уже большая. Все стоят ждут, когда расчистят дорогу. Мы были всего 4-ми в очереди:

Можно ехать:

Вот так выглядит содержимое обвала:

А вот что происходит с деревьями:

И пусть я не увидела Дадиванк, про который говорят, что он очень красивый, зато я увидела горы. Да, опять! И еще более настоящие, чем все увиденные в предыдущие дни.
Мы ехали по ущелью Тертер (которое перед Зодским перевалом) и они возвышались над нами, окружали со всех сторон, нависали. Каждый новый поворот извилистой узкой горной дороги открывал все новый и более прекрасный вид. Я испытала очень редкое для меня чувство – восторг, настоящий и в полной мере. И посетило это чувство меня именно в Армении.
Хорошо, что за рулем сидел Почтимуж. Я крутила головой во все стороны и не успевала нажимать на кнопку фотоаппарата. Было страшно и захватывающе одновременно. Под углом в 90 градусов, а то и больше, вверх взмывали каменные глыбищи, а кое-где они нависали над дорогой, и машина ехала под горой.

Вот они горы! (ох, сейчас будет очень много фотографий)

Вот те самые грузовые машины, которые мы пытались обогнать и обгоняли на узкой дорожке)

Кроме гор, очень много желудей))

Но вернемся к горам:

чуть ближе:

А вот эта гора своим покрытием отличалась от всех остальных. Как будто по ней текла лава:

Повсюду рядом лежали обломки камней, которые отломились вчера или очень давно. И неизвестно, когда упадет следующий камень.

Как вам камушек?

Во время конфликта с Азербайджаном в этом ущелье шли активные бои. Об этом свидетельствуют обгоревшие БМП, встречающиеся по дороге, или их части, а также железные памятники и разрушенные в деревнях дома. С домами, конечно, не совсем известно разрушены они из-за боев или просто из-за времени.

Здесь даже не ясно более-менее современный ли это дом или разрушенное древнее здание. Все построено в принципе из одного камня, что 500 лет назад, что пять. И поэтому в Армении и Нагорном Карабахе, все кажется таким прекрасно завороживающим

Вот мы и добрались до Зодского перевала:

Вот та самая грунтовка. Надеюсь видно же каким зигзагом идет дорога по склону:

Попытка сфотографировать дорогу сверху:

После перевала появилась цивилизация - человеческое поселение) - город Варденис. Откровенно говоря, увы, город создает очень унылое впечатление. Похож на вымирающий и смотреть на это печально... Могу, конечно ошибаться, мы просто проехали по нему нигде не останавливаясь, кроме как у "заправки" - киоска со шлангом)))

Преодолев перевал, мы как будто вернулись в родные сибирские просторы, словом оказались на равнине, где были подобные пейзажи.

В это день, кроме пропущенного нами Дадиванка, мы должны были заехать в Айраванк и Саванаванк. В последний, чтобы понять, где будет завтрашняя свадебная съемка и попросить разрешение ее провести.
Оба монастыря находятся на озере Севан. Айраванк – древний монастырь с шикарными старыми покрытыми налетом времён камнями. Логика подсказывает, что такая заплесневелость – результат близости к воде. Сырость - благодатная почва для плесени. Монастырь построен предположительно в 9 веке. Рядом много камней, расположение которых подсказывает, что рядом было что-то цивилизованное. Карта говорила о том, что где-то неподалеку от монастыря должна быть крепость. Возможно камни – это и есть ее останки, т.к. лежат они как хаотично, так и образуя что-то типа основания и периметра.

А теперь все что описала проиллюстрирую)

А это я присела на камушек над небольшим обрывчиком.

Читающих меня родственников, особенно стершего поколения (т.Люда), прошу не волноваться. Я и на большую высоту забиралась))) (но это будет сильно потом).

Затем мы доехали до Севанаванка (церкви Аракелоц и Св.Карапет + развалины третей церкви). Это было второе после Нораванка место, где с нас взяли плату за парковку – аж 200 драмм, чуть меньше 20 рублей. Монастырь находится на небольшом острове и был основан в 9 веке (874 год). Он появился благодаря монахам, которые обосновались на острове, вырубили уступ и стали строить здесь кельи и часовню.
Чтобы добраться до монастыря нужно было подняться по высокой лестнице. Моей, и без того слабой дыхалки, хватило еле-еле. А еще я думала, как завтра буду подниматься по этим каменным ступеням на своих свадебных 14-ти сантиметровых каблуках)).

Хватит букв, даю фото:

Не знаю что это. И оно кстати очень маленького размера. Ну с сумку может быть, а выглядит монументально)

Севан - самое высокое из пресноводных озер

А затем мы поехали искать нашу гостиницу "Ахтамар". Сначала заехали в город Севан, но гостиница находилась не в нем, а на трассе, ведущей к озеру.
Как оказалось потом, мы проезжали мимо нее, но не знали тогда, что это наша гостиница. Она стоит достаточно высоко над дорогой и с нее открывается прекрасный вид. Но все виды и саму гостиницу покажу в 7 дне, здесь и так уже фотокарточек достаточно.

Остановлюсь только на номере. У нас был серебряный люкс. Как такое не показать!
начнем с удобств:

что-то типа прихожей, где пол с подогревом:

круглая кровать!))

кровать и джакузи (которое, правда, ни мы, ни обслуживающий персонал не смогли включить, надеюсь они починили его все-таки)

Вот и все, что связанно с пятым днем в Армении.

И чтобы не нарушать традицию, завершаю пост местной живностью: