Previous Entry Поделиться Next Entry
"День третий. По дороге в Степанакерт. 8 октября."
handipum
Серия фоторассказов  somerfic о своей поездке в Армению.
Фото и текст: somerfic


На третий день была запланирована насыщенная туристическая программа. Мы должны были доехать от Еревана до Степанакерта, посмотрев по дороге монастыри Хор Вирап, Нораванк, Татев.
Для одного дня было даже слишком много впечатлений. Я ехала по настоящей горной дороге! Сама! И мне было по-настоящему страшно, временами. Но это было уже после Хор Вирапа.




А теперь в подробностях.

Хор Вирап – большой монастырский комплекс расположенный, кстати, не в очень труднодоступном месте. То, что это удивительно, мы поняли потом, после ряда посещенных нами монастырей и крепостей, но о том позднее.




Кто это я не знаю. Он стал виден нам именно с Хор Вирапа. Специально не узнавала, а в путеводителях нет информации.




Дорога к Хор Вирапу




Я нашла большую трещину




Пыталась в нее залезть. Не получилось)




Вот сам монастырь




Хор Вирап покорил своими подземельями – глубокими ямами и удивил тем, что в них можно было беспрепятственно спускаться.
Считается, что в Хор Вирапе в темнице был заточен первый католикос армянской церкви Григор Лусаворич. В какой именно из ям (их там две), я не знаю, но спускались мы в обе.




Поскольку эта гораздо глубже первой, надо полагать, что заточен он был именно здесь:


574517







Яма реально глубокая. Вот, во мне примерно полтора метра (с 7 сантиметрами в добавок). Вот лестница и я на ней. Можно прикинуть из скольки меня состоит лестница.







Вот такие деревца с ленточками есть около каждого монастыря. И очень часто в таком месте, добраться до которого сложновато. Откровенно говоря, мы не интересовались что сие означает, но принимая во внимание знания, полученные от более менее хорошего кругозора, начитанности и логики, могу предположить, что это дерево желаний. Пришел пожелала, завязал ленточку, ушел ждать, когда желание сбудется. Как-то так…




А сейчас много-много (даже слишком) фотографий из Хор Вирапа и рядом.
Вид:




Стена:


574513

Выглядываю из подземелья:




Другая стена и другой вид:




Банальнейшее фото на стене))




Почтимуж




Внутри:










Внутри комплекса, Что-то типа хоз.построек. Мимо них можно выйти за стены монастыря и подняться еще выше




Внизу дорога "серою летною вьется"




Я как обычно прыгаю (правда на этот раз на краю...):




А Почтимуж покоряет горы))




Покорил:


574534

А это моя попытка)




Встретились))




Вид на монастырь сверху:







Из Хор Вирапа мы поехали до Нораванка, по дороге сравнили мой и кукурузный рост. Кукуруза выиграла:




По дороге нам встречались вот такие фруктовые лавочки. Не удержалась - сфотографировала, уж слишком краски хороши:






Правда этот продавец надул нас. Ну да фиг с ним. Зачтется...


До Нораванка нужно было ехать по перевалу. По первому перевалу, который мы повстречали в Армении. И ехала по нему я. Сама. Как уже сказала в начале было страшно. Не могу сказать, что я слишком уж осторожничала, 30 км не ехала, но и до 90 не разгонялась. Потом на нашем пути встретился еще один, который преодолевал Почтимуж. Его был выше, но мой круче, потому что уши закладывало только так…
Здесь фото еще больше, потому что выбрать реально сложно. Тем более, это по сути первые горы на нашем пути, поэтому фотографировала все, будучи под впечатлением (это потом уже был более избирательный подход, а пока терпите кучу фотографий видов):













Местные, как я уже говорила, ездили гораздо смелее нас, но и чрезмерно не гоняли. «Естественный отбор», – заключил Почтимуж. «Кто ездит аккуратно, тот ездит, а кто не аккуратно, тот уже не ездит…»

Наконец мы нашли дорогу до Нораванка.



(вот этот голубенький указатель - это к Нораванку. Благо по всей Армении с указателями к достопримечательностям дела обстоят хорошо, кроме одного места, но о том, позже)


Нораванк, конечно, полностью затмил впечатления от Хор Вирапа. Там я увидела горы, как горы и даже наверное скалы. Голые без травки и деревьев горы, взмывающие вертикально вверх. Дорога до Нораванка шла как раз между двух таких скал.
Вот они и не только они:












И все равно, в который раз говорю: это надо видеть...


Сделали привал и поживились сухофруктиками: Такую красоту у нас я еще не видела




Итак, Нораванк. Сам монастырь находится на высоте, на обрыве скалы, с которой открывается великолепный вид.
Монастырь и вид:































Вновь хачкары:




И могила Момика (архитектор)




Внутри:







Этот дядечка, иностранного вида, сидел на самом краю и судя по всему медитировал. Кажется, щелчки моего фотоаппарата его несколько раздражали, я издали сделала его фото и ретировалась.




Здесь тоже было какое-то подземелье, но спускаться до конца мы не стали, позаглядывали чуть-чуть.







Я опять забралась на стену) Правда был жуткий ветер, реально боялась, что меня может сдуть)




Это я опять виды все тех же скал. Не могу удержаться... Понимаю, что много, но показать-то хочется...










Сама тащусь, какая там красота!










Вот так оно выглядит вблизи




А так вдали))










Наконец мы поехали к Татеву, предполагая, что завершим туристический день именно им. Как оказалось, это стало самым опрометчивым решением неопытных туристов. Ни девушка из агентства, ни путеводитель, ни интернет не передали нам, где и как пролегает дорога до Татева.
Как оказалось, монастырь расположен на краю гигантского Воротанского ущелья, и все было бы ничего, но мы были на другом краю этого ущелья. Т.е., чтобы добраться до Татева, нужно спуститься на самый низ ущелья, а потом подняться вверх по самому настоящему серпантину. С одной стороны дорога была заасфальтирована, а с другой-то нет. Благо было сухо и дождя не намечалось.
По идее можно было пересечь ущелье по канатной дороге, но этого мы тоже не знали. Т.е. мы ее видели, но поскольку не были предупреждены о том, что лучше воспользоваться канаткой, чем ползти на машине, решили сами.
Серпантин сфотографировать не удалось, т.к. возможно это сделать только с высокой высоты. Но в жж я нашла пару фотографий (http://users.livejournal.com/fduchun_/84516.html) Посмотрите здесь, заодно и про Татев можно почитать.

В итоге пока мы на скорости 20-30 км/ч спустились на дно ущелья, а потом поднялись к монастырю, стало уже темно, хотя было 6 вечера всего. Но в Армении, помним, темнее быстро и рано.
Собственно с Татевом связаны только слова, фото по темноте делать затруднительно. Получилось только это.




Было страшно, особенно когда думала о том, как мы поедем обратно. Но как оказалось, по темноте ехать и не так страшно. Не видно ведь ничего. Ползешь себе и ползешь в свете фар. Кстати, как только мы начали спускаться, нам пришлось уступить дорогу двум грузовикам, один из которых вез на себе асфальтоукладочный каток! Как они поднимались, ума ни приложу. Причем оба ехали без фар!

Как они проехали здесь, для меня тоже загадка. Проезд достаточно узкий. Когда-то (может вчера, а может и год назад) этот «камешек» обрушился, завалив полдороги, так и лежит…




Обратно на трассу до Нагорного Карабаха мы возвращались по полной темноте, часа два, наверное… А потом два часа со скоростью 50 км. мы добирались до Степанакерта и примерно по такой же серпантинной дороге. Помню только повороты и повороты, подъемы-подъемы-подъемы, повороты, повороты, спуски, спуски, опять подъемы. Короче, за два часа мы проехали 100 километров.
Когда мы спрашивали дорогу, один таксист ответил «Если хорошо ездишь, то за час доберешься». Ага, за час в темноте по серпантину со скоростью 100 км???

Наконец доползли до Степанакерта, по дороге где-то проехали город Шуши (темень была полная), который тоже считается одной из достопримечательностей страны. На обочине видела лису, сидела себе спокойненько, провожала машину взглядом. Заселились в гостиницу и спаааать. Четвертый день будет не менее насыщенным.

В этот день Почтимуж спрашивал «Ну что, теперь ты скажешь, что видела настоящие горы?» Надо заметить, это были слишком настоящие горы…

Из общих заметок:
В Нагорном Карабахе больше русского: в надписях, по радио и ТВ, много наших каналов (в Ереване было всего 2 - культура и первый). Что касается надписей на русском в целом по Армении, то они железно связаны с машинами и ремонтом. По-армянски вообще ничего такого не написано. Либо в языке нет слов типа "вулканизация", "развал-схождение", "автомойка" и проч., либо этими услугами пользуются в основном русские)

©  somerfic
Другие отчеты somerfic о поездке в Армению

  • 1
Prekrasnye fotki, prosto super. Prekrasnyi reportazh.

спасибо) рада, что вам понравилось) отчеты завершаю уже, остался последний день)

Очень красивые фотки. Спосибо вам большое. А на третьем фото у храма Хор Вирап, памятник Геворга Чауша...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account