Previous Entry Поделиться Next Entry
Армения child free - день первый
handipum

Серия фоторассказов  api_ano о своей поездке в Армению.
Фото и текст: api-boliviano

На той неделе посетила Армению. Хорошая страна. И теплая по сравнению с родиной. Начинаю публиковать очередной эпос:

Поездка в Армению нарисовалась случайно. На предложение «давай завтра купим билеты в Китай или отпусти меня к девкам в Армению» муж почему-то ответил «езжай». Просто мы планировали этой осенью чайд-фри трип. И просто моя подруга Ольга уже давно улетела в Азербайджан, Грузию и Армению.

Так что на мужнины-же бонусы я приобрела билет Москва-Ереван-Москва за 2000 рублей (стоимость сборов). Причем просто билет Аэрофлотом в Ереван стоит каких-то не слишком адекватных денег (около 12 000). Если нужно лететь за деньги – выбирайте рейс до Тбилиси. Это будет дешевле (около 8 000).

Рейсов в Ереван Аэрофлот предлагает аж несколько в день. Мне нужно было что-то ночное, чтобы сдать вечером детей и улететь, а утром сразу же начать вести активную жизнь. Так что в 1:20 с пятницы на субботу я погрузилась в самолет. Ни поспать толком, ни соскучиться, я не успела.

Из приятных эмоций – даму с «ручной» собачкой отправили оплачивать «избыточный багаж». Багаж сидел тихо и не тявкал.

Успела в полной мере оценить лайф-хак от мужниного горного руководителя заказывать в самолете кошерную еду. При покупке билета бесплатно можно выбрать «спецобслуживание». И мне всегда казалось, что кошерное – это что-то типа вегетарианского. То есть пожрать будет нечего. Однако практика показала обратное.

Кошерное в данном случае можно интерпретировать как «много, красиво и вкусно». А еще его приносят в первую очередь, как и любую спец-еду. Итак, соседям принесли судочек с хлебушком, какой-то кекс и плошечку странного. Мне же принесли огромный поднос с 4 тарелками: красная и белая рыба с васаби, мясная нарезка, квашеная капуста с клюквой, хумус, крендель с кунжутом, пряный лимонад (лимонад достоен отдельного поста).

По прилету все шло по стандартному сценарию: высокие армянские дядьки повскакали с мест, лишь только самолет коснулся земли. И резко повалились на пол под весом очень вовремя достатого багажа.

Аэропорт Еревана обычен и чист. Вещи уже кружились по транспортеру, паспортный контроль работал оперативно и с улыбкой. 5 утра, я вышла в зал прилета, сняла денег, купила сим-карту (500 драм, из них 400=1 доллар на счету). Обещали, что будет работать мобильный интернет (5 драм за 1 МБ, что считай бесплатно), но он заработать не соизволил.

Достав из ящика сим-карту, тетя задумалась и решила уточнить: «Вам какую симку? Такую или для айфона?» «Для айфона, но такую». «Ааа, у вас старый!» - сообразила тетя. Армения – современная страна.

На улице прохладно и темно, маршрутки ходят с 7-8 утра. Сегодня я должна встретиться с девчонками в Горисе (на юге страны), по дороге хочу заехать в монастырь Нораванк. Девки его уже посмотрели, а мне как раз по пути. Вариант ждать маршрутки мне не слишком подходит – холодно и время терять не хочется. Так что я предполагала, что до Нораванка возьму такси (около 100 км), а потом дальше на юг поеду на маршрутке или что уж там поймается на трассе.

Таксисты в аэропорту Еревана просят больше положенного и ночью плохо торгуются, зато совершенно не навязываются. Мне самой пришлось подходить и спрашивать, кто тут готов ехать. До города должно быть 2000, они хотят 3500. В Нораванк по моим прикидкам должны были просить 50$ (20 000), столько и попросили. Из чего я поняла, что это многовато. Так что поехали мы за 17 000, но вязли с собой дедушку с моего рейса завезти по дороге в пригород Еревана (теперь я понимаю, что 100 км – это честные 10 000, за которые никто не поедет :) обоюдноинтересной должна быть цифра 13-15 000).

Дедушка уже 20 лет живет в Испании, так что адрес своей сестры знал очень примерно. Он почти сразу определился с улицей, а дальше начался квест «найди нужный дом». На начальном этапе из свойств дома было доступно два. «Ворота» и «двухэтажный». Кажется, к воротам еще прилагался признак «серые». Мужики говорили по-армянски, так что за процессом я следила не совсем полноценно. Отсечь одноэтажные дома было не сложно, а вот серыми были, собственно, все ворота на улице. Разбудили три дома. Из всех нас послали в разные места. Постепенно добавлялись новые свойства дома типа «третий». Правда, никто не удосужился уточнить, третий откуда. В общем, странным образом нужное место таки было найдено минут через 30.

Дальше передвижение пошло живее. К тому же мы с водителем настолько сроднились, что я уже не опасалась быть завезенной хрен знает куда. Мы проехали Арарат. Это был единственный день за неделю до меня и неделю после, когда Арарат было видно идеально. Пейзажи напоминали то Монголию, то Сирию. Земля тут вся холмистая, пожеванная, смятая, в ущельях и расселинах. Очень красиво, но монотонно. Вдоль дороги лотки из соломы, из грубо сбитых деревяшек и натянутого полиэтилена. Асфальт хреновый, в перспективе – постройка испанцами нового автобана. Мужик что-то рассказывал, я слегка засыпала. Ненавижу, когда платные водители трепятся. За свои 40 с лишним долларов хочется покоя. Но в целом дядька был милый. Только когда я решила расстегнуть молнию на жилетке, он подпрыгнул почти до потолка и уставился туда, где по его представлениям, видимо, должно было резко обнажиться женское тело. Тело оставалось скрыто под двумя свитерами и термо-бельем, но все последующие километры я изнывала от жары. Представить себе, как разволнуется дяденька, если я надумаю частично раздеться, мне было сложно.

На Нораванк с трассы идет ответвление и далее серпантинчик наверх в на редкость живописном ущелье. Наверху – на фоне гор – такой вполне армянский монастырь. Живописно и приятно, но не божественно. Если у вас по плану посещение множества монастырей, Нораванк вполне можно опустить (это я написала сразу после просмотра, сейчас я считаю Нораванк одним из самых милых монастырей). Впрочем, я была там единственным туристом. Вообще единственной живой душой. Что не могло не радовать. Полная тишина, солнце встает, постепенно сползая ярким заревом по горам вниз, ко мне и Нораванку. Каждый щелчок фотоаппарата слышно на все ущелье. Даже спросить некого, можно ли ходить по этим древним могилам.

</p>

Глупо было уходить через 5 минут, так что я полезла на гору. То есть я помнила, что в Нораванке куда-то положено лезть. Это потом оказалось, что лезть нужно было по лестнице на второй этаж церкви. А в то морозное утро мне казалось, что раз в горы уходит тропинка, значит, люди ходят зачем-то. На середине подъема я положила под куст рюкзак. Запыхавшись нахрен, доскакала наверх. Уф. Ничего особенного, вид как вид. Зато на солнышке припекло. В этот момент в монастырь приехали еще две машины. Увы, уехали они еще до того, как я спустилась даже до середины склона. Все именно 5 минут здесь и проводят.

На спуске обнаружила, что любимый муж оставил выставленное ISO 16 000. Мило, фотографии получились, мягко говоря, отстойные :)

Дорога до трассы меня совсем не вдохновляла, но не сидеть же было в ожидании очередных туристов. И я пошла. Под горой встретила машину, она проехала мне навстречу, развернулась, догнала, и мне предложили подвезти. Компания из двух «м» и двух «ж» возраста моих родителей. Двое местных показывали достопримечательности друзьям (русская и армянин, опять 20 лет не бывавший на родине). Оказалось, едут они в Татев. То есть мне даже не нужно ловить ничего на трассе – меня просто довезут почти до цели.

По дороге заправились. Ездят здесь все на газу – это намного дешевле (бензин стоит 1 евро за литр). Заправка занимает кучу времени, все на самом деле выходят из машины, между заправочными местами – стенки. Наверное, чтоб если одна рванет, всех не прибило?

</p>

Еще останавливались на фоне заснеженных гор на завтрак домашними котлетами с овощами и пирожками. И купить фруктов (вернее, инжир, боярышник и хурму)

Мои девки, тем временем, добрались до Вайка (это на той же трассе, по которой на юг ехала я) и взяли такси в Горис через Татев. Так что на двух машинах мы ехали в Татев, известное место с монастырем и новой офигительной канатной дорогой. Увы, в каждой из машин нашелся кто-то боящийся высоты. Так что до монастыря все ехали по серпантину. Который со стороны монастыря становится проселком, круто вьющимся вверх/вниз. Поездочка вышла медитативной – скорость выходит чуть ли не пешеходная, ибо круто и покрытие - отстой.

В Татеве я попрощалась с моими подвозившими и присоединилась к Оле, Кате и Маше. На осмотр монастыря у нас ушло не более часа, самое шикарное во всех этих армянских постройках – природа, их окружающая. Вернее, даже сочетание постройки с природой. На мой взгляд именно и только в таких местах и должны строиться религиозные здания. Тут в полной мере можно вдохновиться и проникнуться. Когда под тобой – глубокий каньон, разноцветные дали, горные серпантины. Красивый каньон в Татеве. А канатка, говорят, стоит всего 3500 (8$ - вполне переносимо).

До Гориса мы уже ехали на одном такси вместе. Заселились в Goris hostel. Кто читал мои статьи о Шри-Ланке? Я забираю обратно свои слова о том, что там дорого и жилье плохое. Это все тут – в Армении :) 4000 (10$) за человека в маленьком номере с такими очень советскими кроватями и без какой-либо мебели и с туалетом на этаже – это здесь нормально. Довольно ржачно осознавать, чтоб за эту холодную комнату ты платишь 40$ (на всех, но все же). Зато здесь есть общая веранда со столом, где мы и провели большую часть дня. И ночи. И вай-фай есть.

Хозяйку хостела мы искали долго и найти не могли. Потом, когда уже занесли вещи в комнату, уточнили, не нужно ли ее запереть. Зачем, - удивилась хозяйка, - я же здесь все время. Впрочем, потом мы поняли, что запирать и прятать в Армении вообще не приянто.</p>

Но для начала мы приехали жутко голодными. Так что сразу по заселении спросили хозяйку Надю, где поесть. «Идите вниз три квартала, направо до церкви, там по лесенке поднимитесь и спросите Тиграна. Он очень хорошо готовит. Это столовая». Так мы и сделали. Вызвали Тиграна, но он сообщил, что заведение закрывается, простите. Эх, печально, но куда деваться. Мы решили продолжить поиски пищи. «Тогда скажите нам, кто-нибудь еще здесь вкусно готовит?» - поинтересовалась я. Дядю  неожиданно зацепила постановка вопроса. Он задумался. «А вы откуда?» «Из России». «Садитесь, накормим вас».

Далее развернулся настоящий праздник живота. Мы на всякий случай еще несколько раз напомнили, что мы в курсе, что готовит Тигран лучше всех в Горисе. Так что получили несколько тарелок овощей, сыр, по тарелке супа с мясом и картошкой, напитки газированные типа «Дюшес» в ассортименте, потрясающий кебаб  с лавашем, вино и, обязательно, бесплатную водку попробовать. Объелись нереально, по пол кебаба завернули в лаваш и попрятали в сумки. Оставлять мясо было не вежливо и жалко. Затем еще что-то странное сладкое питебельное продегустировали на дорожку. После чего к нам приставили бесплатного таксиста, который свозил в старый город. В общем, Тиграну мы искренне благодарны. О стоимости мы спросили только по окончании банкета. Обошелся пир в 10 000 на всех (по 6$, 2500 драм на человека) – прекрасно!

Потом начался вечер. Так как предыдущая ночь прошла у всех тяжело (я летела, а девочки пили), вечер начался рано. Первые две бутылки оказались невкусными, зато следующие три пошли на ура. В процессе в карты разыгрывались обязанности вроде «кто делает утром чай на всех», «кто целый день отвечает всем, откуда мы», «кто первый выбирает место в маршрутке», «кто спит на кровати у стенки»…

Вечер оказался на редкость социальным, ибо в маленьком и невзрачном, зато упомянутом в Lonely planet хостеле помимо нас остановились двое поляков, австралиец, едущий из Ирана в Грузию, и две израильтянки.

Говорят, Горис – один из самых красивых городов Армении. Не знаю. Нормальный городок. Домики каменные необычны, да. Но не то, чтобы он был очень красив или уютен. Просто городок. Из него удобно съездить в Татев и уехать в Нагорный Карабах, отправиться в Иран.
Уже видно, что в Армении красиво, но не поразительно. Ровная такая красота, не ослепляющая. Люди приятные. Я сначала выложила снятые в Москве 8000 рублей подальше из кошелька, чтобы «не светить». Сейчас они у меня торчат из кармашка с помадой. Люди улыбаются, спрашивают, откуда, радуются. Спокойные люди, доброжелательные. Цены хорошие – вино 75-150 р за бутылку.