Previous Entry Поделиться Next Entry
Записки из путешествия по Армении. Часть 8. Одзунская живность
handipum
Серия фоторассказов Вероники Кузенковой о своей поездке в Армению.
Фото и текст: Вероника Кузенкова

Утро началось с теперь уже традиционной борьбы за горячую воду. Из-за неисправности колонки, сработала сигнализация и газ был перекрыт, Арсен пытался починить все это хозяйство, но не очень получилось… Я поняла, что снова хожу день с косичкой:). Но ситуация была неприятной. Все-таки за ночлег мы платили и даже по средним меркам не маленькие деньги, чтобы обеспечить элементарный комфорт. За вкусным завтраком тети Лены все немного оттаяли и даже успокаивали разволновавшегося Арсена, он искренне пытался ситуацию разрешить.
Собираясь в путь, сразу задали вопрос нашему проводнику, где мы ночуем в этот раз? Последовал ответ – в хорошем пансионате. Мы категорически отказались от идеи пансионата, поскольку экспериментов уже хватило, и предложили в течение дня отзвониться и найти нормальную гостиницу. На том и порешили.
Наш путь лежал в северную часть Армении через город Ванадзор – Степанаван.

Здесь мы гуляли по развалинам древнего города Лори Берд (Х в. н.э.), заглядывали в глубокие ущелья и сверху посмотрели на Дзорагетскую ГЭС.

Здесь нас снова настиг дождь, который не отставал всю дорогу, которая пролегала по очень живописному ущелью. О его красоте ущелья мы могли только догадываться из-за низкой облачности и тумана, который опустился на горы. 14 км по совершенно «убитому» серпантину дались нам за несколько часов, местами дорога сужалась настолько, что из окна машины можно было смотреть далеко вниз ущелья. Как только позволила погода, мы решили облегчить путь водителя, накинули дождевики и пошли пешком. В последние дни мы много времени проводили в машине, уже хотелось размяться. По пути нам встретились чудесные ослики и очередные артефакты из металлического лома.

Внизу, выбравшись на хорошую дорогу, мы снова оседлали наш мерседес и поехали в Кобаир. Этот храм расположен над ущельем реки Дебед. К нему ведет крутая, узкая тропа. В нашем случае еще и очень скользкая после дождя. Подъем оказался достаточно утомительным.

Если честно, я была очень удивлена, каким образом в принципе было возможно построить этот храм так высоко на краю скалы. Место само по себе замечательное, но начавшаяся реставрация здорово испортила атмосферу. Причем работы явно были заморожены, но намусорить рабочие и местные жители успели у храма вполне. В Кобаире мы не задерживались долго, спустились со склона и продолжили путь. К вечеру очередной серпантин вывел нас на плато к местечку под названием Одзун. Именно здесь мне вспомнился чудесный мультик под названием «На краю земли».

Одзун – это и правда, где-то на краю земли… Деревня расположилась на плато, шириной где-то в полкилометра. Справа плато переходило в вершины гор, слева – обрывалось почти отвесным ущельем на сотни метров. По другую сторону ущелья тоже горы. За спиной, впереди, насколько хватало глаз – горы. Одзунский храм мы увидели на закате, мягкий свет, тишина, покой. Никаких туристов. Нагулявшись вволю, мы засобирались на ночлег.

Надо сказать, что в этот день у нас было настолько «дикий» маршрут, что пообедать нам не удалось, ограничились перекусом из жареных злаков и семечек (похиндз), яблок, винограда. Поэтому к вечеру все здорово проголодались, да и ноги почти у всех промокли, т.к. после дождя пришлось походить по высокой траве. Карен настаивал, чтобы мы все-таки посмотрели на пансионат, который был здесь же в Одзуне, т.к. до ближайшего города Алаверди было еще порядком дороги, и он не знал там нормальных гостиниц.

Искомый пансионат примостился над деревней и старинным кладбищем в месте, где плато переходит в горный склон. Нас ждали. Номера не сказать, чтобы особо комфортные, но душ и туалет предполагался отдельный на каждую комнату. Из окон вид на цветущий сад и плато, правда, дверь на балкон нормально не закрывалась… И в номере было ощутимо сыро и холодно. К тому же, оказалось, что ужина в пансионате не найти. Уставшие и голодные мы приняли решение снова поехать в деревню, чтобы найти там кафе (на что собственно никто не надеялся, потому как место совершенно глухое), или заехать в магазин и купить еды. А пока мы будем ездить, смотрительница пансионата обещала включить отопление, чтобы согреть и просушить номера. Естественно, удобства снова были совершенно не за 60 долл. за ночь, но выбирать «на краю земли» особо не приходилось. После небольшого препирательства ехать решили все впятером. Как потом рассказывал Арсен, у него была мысль сказать нам, чтобы сразу взяли вещи и уехать оттуда, но промолчал, т.к. тоже устал с дороги. Я же смотрела в окно на полную луну, которая вышла из-за гор и заливала холодным светом плато, и думала, что, судя по динамике событий, сейчас все будет либо очень хорошо в этом месте и напряжение разрешится каким-то образом, либо будет очень плохо…
Найдя два работающих магазина, мы купили еды, нам даже специально принесли хлеба, т.к. лаваш в магазинах закончился. И с этой добычей мы снова двинулись наверх, мимо старинного кладбища, распугивая фарами лисиц на дороге.
Припарковались, вышли, открыли дверь номера. Я замешкалась в машине, сестра пошла первой… Я услышала удивленный возглас: «Ой, а что это за веточки?» а потом… Я увидела, как на глазах Еленка начала бледнеть, потому что веточки зашевелились… Весь номер был в черных гусеницах-сороконожках, они ползали по полу, по стенам, потолку, мебели, сантехнике… Либо они жили в системе отопления и отогрелись, либо пришли к нам в гости с улицы на тепло того же отопления… Не суть важны причины, но картинка, достойная фильма ужаса, была налицо.
У сестры случилась истерика, она даже не помнит, как умудрилась схватить мою походную кружку и засунуть в свою дамскую сумочку. Мы сразу усадили ее в машину. Я поняла, что в данной ситуации мне «включать девочку» нельзя, потому что две истерящих дамы на трех растерянных и ошарашенных мужчин – это уже слишком. Преодолев брезгливость, зашли в комнату, чтобы забрать вещи. Было понятно, что в этом месте мы на ночь не останемся точно.
Еленка потом переживала, что вела себя глупо (она с детства не переносит эту живность, просто паническая атака происходит), я же отлично помню выражения лиц «хладнокровных» мужчин, которые судорожно трясли сумки, чтобы ни принесли в машину настигшее нас «счастье». Это пишу я долго, на самом деле собрались мы за считанные минуты.
Смотрительнице, которая, ни о чем не подозревая, принесла нам чай, мы просто показали на открытую дверь… Она охнула и бегом понесла обратно посуду.
И в четвертый раз мы ехали мимо старинного кладбища вниз, благословляя счастливый случай, что мы увидели своих соседей по пансионату до того, как легли спать. Еленка уже начала отходить и шутить: «Иначе бы кладбище точно разбудили». В шоковом состоянии мы домчали до Алаверди, нашли ресторанчик у дороги, который уже почти закрывался, но добрые повара нас все же накормили. Там было тепло, светло, сухо, и жизнь сразу стала налаживаться.
Однако нам предстояло решить еще один важный вопрос – найти ночлег. В ресторане нам подсказали, где есть гостиница, мы отправились в указанном направлении, но ничего не нашли. Карен, пытался звонить знакомым, чтобы выяснить, где можно остановиться. В итоге, сделав пару кругов по городу и не найдя ничего, мы поехали в соседний Санаин, где якобы была гостиница. На деле гостиницей оказался хостел с пьяными хозяевами, которые пытались нам «впарить» (другого слова и не найдешь) свободную комнату и какую-то квартиру. Которая типа на эту ночь свободна. Карен всячески уговаривал нас остаться и настаивал, что в Алаверди гостиницы нет и это единственный вариант. Нас уже тоже несло, т.к. и устали, и приключений хватило и в это непонятное место совершенно не хотелось. В итоге приняли решение искать дальше гостиницу. Спустились по серпантину вниз, снова круг по городу. Час ночи, я в полудреме понимаю, что Арсен – наш водитель очень устал, ближайшая хорошая (пусть и дорогая гостиница) – это несколько десятков километров по убитому серпантину ночью. Ситуация по сути выходит из-под контроля, т.к. ехать туда – объективный риск для жизни. Остаться – где?
И вот делая очередной круг – «чудо!», на другой стороне реки мы видим огни и небольшую временную вывеску Hotel. Находим дорогу, паркуемся. Все закрыто, в одном окошке горит свет, остальные вообще выглядят нежилыми. Но на двери прикреплена бумажка с номером телефона. Набираем, администратор-девушка ответила, подошла через 5 минут. На наше счастье нашлось 2 свободных номера. Гостиница стала достойным завершением этого насыщенного на события дня, сюрреализм продолжал цвести буйным цветом. Оказалось, что эту здание стало гостиницей совсем недавно, а до этого тут были школа и детский сад. Предприимчивая деректриса русской когда-то школы и большая поклонница Петербурга, сделала из гос.учереждения отель, когда все окончательно в городе стало разваливаться. Нас поселили в номер люкс. Двухкомнатные апартаменты огромного метража, куда, судя по всему, была принесена вся приличная мебель детского сада и добавлены пара диванов. Душ и туалет были в конце этой анфилады, дверь не закрывалась до конца. Зато горячая вода была действительно горячей и сколько хочешь. Сухие одеяла, рояль из музыкального класса и шум горной реки под окнами… так и уснули. Кстати, найти ночлег нам помог счастливый случай: номер телефона был оставлен на двери для делегации депутатов и наблюдателей, которая ночью должна была приехать, т.к. следующий день – были выборы в парламент Армении. Так что ночевали мы в Алаверди, можно сказать, по высшему разряду! В соседних номерах с политиками и даже «люкс» у них перебили:).