Previous Entry Поделиться Next Entry
Записки из путешествия по Армении. Часть 7. Селимский путь, знакомство с озером Севан
handipum
Серия фоторассказов Вероники Кузенковой о своей поездке в Армению.
Фото и текст: Вероника Кузенкова

Утро началось бодро. Сначала горячая вода в колонке закончилась у Сережи, когда он стоял с намыленной головой. Пришлось ждать, когда из соседнего душа выйдет человек. Я проскочила очень быстро, от идеи вымыть волосы отказалась, решив, что похожу с косичкой, зато не замерзну. Еленке тоже не повезло и пришлось повоевать с колонкой. В итоге к завтраку вышли с большим опозданием и достаточно на взводе. Постепенно успокоились мыслью, что вечером нас уже будет ждать солнечный Дилижан.
В этот день мы делали самый большой по километражу переход за все время нашего путешествия (более 400 км). Впереди лежал древний Селимский путь и Селимский перевал (древний шелковый путь).
Судя по всему, накануне мы поймали на хвост тучку и дальше возили ее за собой практически все путешествие.

А дорога и правда была замечательно красивой. На перевале даже погуляли по снежникам. Погода менялась на глазах, ветер стал ледяным и казалось, что вот-вот пойдет снег. В караван-сарае, который мы увидели на перевале, несмотря на май месяц, лежал снег.

После перевала дорога шла по суровому горному краю, приближая нас к озеру Севан. Периодически шел дождь, за акварельными стеклами проносились бедные деревеньки. В одну из них мы заехали.
Местечко под названием Ваневан стоит практически на берегу Севана.

И в самом конце деревни расположен храм. У храма нас встретил хмурый и крайне неприветливый священник, который все время подозрительно на нас косился и следил за каждым шагом. Храм не понравился, наверное, впервые в Армении. Внутри были очень странные иконы, на которых Иисус и Богоматерь изображались совершенно неканоническим образом, со странными чертами лица и яркими неестественными красками. Вообще убранство этой церкви и настроение присутствовавших там людей навеяли мысли о какой-то секте, которая там обосновалась.
Надолго мы там не задержались, поспешили к машине. Карен, наш проводник, еще остался что-то фотографировать, а мы отправились на выход из деревни, поражаясь беспорядку. Количеству мусора и грязи вокруг, неприветливым лицам людей, которые с подозрением смотрели на чужаков из-за заборов.

Из всех мест в Армении, где нам довелось побывать, это было самым злым и неуютным по ощущениям. Еще обратили внимание на любовь местного населения к железному лому, которого было в избытке и на дороге и на огороде и вдоль заборов, на которых еще были намотаны и старые рыболовные сети. Нищета, грязь, от которых хотелось поскорее уехать. Мы остановились на площади, дожидаясь Карена. Судя по всему, у нас был настолько потерянный вид, что к нам подошел молодой парень и спросил, нужна ли нам помощь? Честно, это было настолько неожиданно на фоне общей атмосферы места, что и поблагодарили и заулыбались и от сердца как-то отлегло. Вскоре нас нагнал наш мерседес, и мы быстро погрузившись, двинулись дальше.

Снова начался дождь. По маршруту мы должны были обогнуть озеро Севан с северной стороны. По информации, которая у нас была, дорогу недавно ремонтировали. Однако Арсен, наш водитель, несколько раз останавливался и переспрашивал, как лучше проехать, у встречных водителей. Все уверенно показывали рукой в северном направлении, на что наши отвечали «Мерси».
Да-да, вот такой забавный «армянский» язык. В Армении удивительным образом прижилось французское «мерси», и молодые и пожилые благодарили именно так. Настоящее «спасибо» на армянском, я так и не запомнила.
Итак, мы поехали на север. Ощущение от мест, которые мы проезжали, осталось удручающим. Как будто другая планета, а не то что другая страна, по сравнению с Араратской долиной… Именно здесь я впервые увидела многоквартирные дома, в которых квартиры жилые через одну. Т.е. в одной окна есть и кое-где из форточки торчит труба буржуйки, а рядом зияющие выбитые окна даже без рам. И так трех-четрыехэтажки стоят, похожие на шахматные доски. Дорога – колея на колее. И рядом со всем этим висят плакаты предвыборной агитации. Мы как раз попали на выборы в местный парламент. На севере особенно дико смотрелись эти упитанные лоснящиеся лица политиков на плакатах и выбитые окна рядом…
Нас догоняла непогода, а еще у нас заканчивался бензин. Бензин нашли на заправке, которая еще больше добавила колорита: из бочки бензин наливали в ведро, потом из ведра через горлышко в канистру. Тут же к заправке подошла отара овец, коровы… Ливанул дождь. В тот момент было совершенно не до фотографий, потому описываю только на словах, хотя момент был очень колоритным. Особенно ветер, который сбивал с ног, когда мы побежали до заветных домиков на сан.остановке, пришлось ходить парами, чтобы кто-то держал дверь, которую срывал ветер.
Сомневаясь в качестве топлива на такой заправке, мы залили только необходимый минимум, надеясь быстро проскочить до Дилижана. Но дорога внесла свои коррективы. Кто-то явно погрыз асфальт на протяжении десятков километров, а обещанный ремонт дороги, если и был, то лет 20 назад, не позже. Дождь, красная лампочка бензобака и ямы сантиметров 30 глубины. Ехали молча, боясь отвлечь Арсена от дороги. Об остановках для фото уже не просили, т.к. хотелось добраться к месту ночлега засветло.

Северная дорога – это почти Средиземье, еще и в такую погоду. Десятки километров заброшенной железной дороги, заброшенные станции, заброшенные, заржавевшие поселки. Заброшенные пансионаты и санатории на берегу озера. Которые смотрели на нас дырами окон. И так километры и километры… Изредка нас обгоняла какая-то машина или кто-то вылетал с очередного ухаба навстречу.
Мы задавали вопросы нашим проводникам, как же так произошло, что целый регион, ценнейшая земля, оказались в таком запустении? Ведь озеро Севан – уникальный природный заповедник, самое большое высокогорное озеро Кавказа (1900 м над уровнем моря, площадь – 1400 кв. км).
Причин много. Спитакское землетрясение 1988 года, которое страшно ударило по Армении, страна не успела от него оправиться, как в полную силу пошла перестройка и Советский Союз развалился. Большинство предприятий встали, т.к. были завязаны на другие промышленные объекты теперь уже других стран (мы еще не раз встретим на своем пути ржавые остовы заводов). Потом война с Азербайджаном за Карабах, которая длилась 5 лет. И день победы в этой войне Армения символично отмечает также 9 мая. В истории противостояния Азербайджана и Армении меня особенно поразил факт, когда после землетрясения 1988 года все страны, как могли, помогали армянскому народу, шли целые поезда с гуманитарной помощью. Азербайджан тоже отправил такой поезд. Когда уже на территории Армении открыли вагоны, в них обнаружили всякий мусор, хлам и пустые бочки, на которых было написано «Поздравляем».
Может быть я наивна, но есть в жизни вещи, которые делать нельзя. Вот такое делать по любым человеческим меркам нельзя. И глупо верить в том, что не аукнется. Это мое глубокое убеждение.
Сейчас во всем мире очень сильная Армянская диаспора, большинство состоятельных Армян из США, Европы, России приезжают на родину отдыхать, те же, кто остался – по большей части выживают.
За такими мыслями и разговорами мы преодолели дорогу, бензина хватило, даже удалось сделать пару красивых кадров заката над Севаном.

Уже в глубоких сумерках мы добрались до «солнечного Дилижана», где нас ждал невероятно вкусный ужин и ночлег. Ужином нас угощала мама Арсена, удивительно приятная женщина с золотыми руками! Даже самые простые блюда у нее были отменными! Мы сидели за столом в летней кухне, рядом с теплой буржуйкой и наслаждались чаем из самовара с домашним кизиловым вареньем, напробовавшись всего остального. Особенно меня впечатлили фасолевый суп, остановиться было невозможно:).
Ночевать нас определили на второй этаж в гостевые комнаты с отдельным входом. Поскольку дом только 4 дня как расконсервировали после зимы, было несколько сыровато. И по нашему большому «везению» в Дилижане отключили воду. Умылись той, которая была собрана в резерв, и отправились спать.